Лукашенко: сегодня время озвучивать исторические факты. Беларусь независимой была, есть и будет!
Белорусской Конституции – 30 лет. Конечно, это повод для праздника, но вместе с тем возможность обернуться, посмотреть на пройденный путь, сделать выводы и, что еще более важно, заглянуть в будущее. Каким оно будет – во многом зависит от молодого поколения. Но и современным политикам отходить в сторону не время. Ничто не заменит многолетний опыт, умение принимать правильные решения в кризисных ситуациях, которых было немало, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».
Большая встреча в честь 30-летия со дня принятия Конституции прошла во Дворце Независимости
Да, мы многого достигли. Тем не менее сейчас переломный момент, не за горами смена поколений. И главный вопрос: что еще нужно сделать, чтобы в мирном небе и дальше гордо развевался белорусский флаг?
Если посмотреть на настоящее собственными глазами, а не через призму социальных сетей (в которых, помимо информации, масса развлечений, балагурства, словом – отвлекающего шума), очевидно, что абсолютным достижением Беларуси является мир. Чистое небо и спокойные улицы – результат работы каждого на своем месте вследствие сильной экономики и вовремя принятых решений.
До 1996 года шли своего рода дебаты: кто главнее, Президент или Верховный Совет? Народ выбрал Президента, и стало понятно, с кого спрашивать в случае, если ситуация не поменяется. Потому что жить в реалиях середины 90-х люди устали. Да, мы обрели суверенитет, но вместе с тем оказались один на один с огромным миром и западными сборными, которые свои планы раскрывать не спешили.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью говорить о важности своевременных решений. Ложка хороша к обеду. Кто знает, что было бы с нами сегодня, поддайся мы внешне привлекательным идеям, на деле несущим хаос? Примеров вокруг хватает. Но Конституция по-прежнему ориентир. Она первая и единственная в Беларуси, однако в 2023 году предстала в обновленном виде. Шли, как говорится, от жизни. И как и в 1996, спрашивали: чего хотят, о чем беспокоятся люди. А белорусов волновала сохранность института традиционной семьи, исторической памяти. Ведь не слепые – видим и, что хуже, чувствуем давление разноцветной повестки Запада. И вряд-ли белорусы, вернувшиеся с войны, могли предположить, что спустя десятилетия их подвиг подвергнут сомнению, причем в тех государствах Европы, за освобождение которых они проливали кровь. Прибалтийские страны в прямых эфирах транслируют собственный позор, сбрасывая памятники героям прошлого с пьедесталов.
Но пока одни заштриховывают былое и усердно работают ластиком, мы сохраняем, не отказываемся даже от мрачных страниц истории. Потому что это наше, оно было, оно сделало нас такими, какие мы есть. Рассудительные, гостеприимные, превыше всего ставящие мир. Справедливо, что долгое время понятие «историческая память» воспринималось как само собой разумеющееся. Но чем чаще летели головы советских монументов, тем больше мы понимали опасность. И встали на защиту тех, кто когда-то защищал будущее – нас с вами.
Вадим Гигин, генеральный директор ГУ «Национальная библиотека Беларуси»:
Большая работа уже проведена, особенно в сфере исторической политики. Год народного единства, Год исторической памяти, учреждение праздника народного единства, создание Совета по исторической политике, расследование дела о геноциде белорусского народа, введение курса «История белорусской государственности» – все это стало сильными шагами идеологического характера. Можно судить об этом хотя бы по, мягко говоря, нервной реакции наших противников. Они пропустили этот удар и сейчас пытаются наверстать упущенное. Уверен, что у них ничего не получится.
Если в середине 90-х людей волновали базовые потребности, такие как накормить детей, заработать – то сегодня мыслим более широкими категориями. Кто мы такие, каким путем хотим развиваться? Часто звучит вопрос о национальной идее.
Вадим Гигин:
Часто задают вопрос: в чем же заключается наша национальная идея? Пожалуй, следует согласиться с вами, уважаемый Александр Григорьевич, что даже сам этот термин не совсем удачный. И зачастую поиски национальной идеи сводятся к попытке искусственно изобрести аналог американской мечты, а это ложный путь. А вот что нужно, так это определиться с основными положениями идеологии белорусского государства – с тем, на основе чего мы будем воспитывать новое поколение, выстраивать систему образования в школе, вести государственную, идеологическую и историческую политику, определять наш внешнеполитический курс.
От всего, что существует только на бумаге – мы уходим. Потому и концепция национальной идеи должна быть не просто названием, а откликаться у каждого.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Да, Вадим, ты прав, 2020-й год. Его надо было придумать, я часто об этом говорю. Мы многое увидели у самих себя в зеркале, посмотрели и увидели. Готовы ли мы к тому, чтобы сказать, что у нас есть идеи для этой идеологии? Не знаю. Прежде всего вы меня должны в этом убедить. Если я буду убежден, я готов пойти впереди и организовывать процесс. Давайте поработаем. Нам очень нужна государственная идеология. Поэтому давайте вместе об этом думать.
Думать предстоит в том числе и о гражданском обществе. 2020 год был переломным моментом и вместе с тем моментом роста. Белорусский народ недвусмысленно продемонстрировал стремление к построению собственной демократической системы, в отличие от западной – настоящей. Государство это стремление поддержало, и в 2023 году приняли закон об основах гражданского общества. Вместе с тем его развитие продолжается.
Олег Романов, председатель белорусской партии «Белая Русь»:
Примером выступает белорусская большая девятка – 4 политические партии и 5 общественных объединений, консолидированные в рамках штаба патриотических сил. Плюрализм мнений полезен и безопасен только при условии достижения народного согласия по ключевым вопросам политической жизни. Для нас такой фундаментальной основой является ценность независимой, сильной, процветающей Беларуси. Доверие народа к Президенту позволяет успешно преодолевать и сообща решать проблемы социально-экономического и духовно-культурного развития страны, а гражданскому обществу дает четкие ориентиры его развития.
Доверие белорусов к Президенту – это отдельная глава в истории нашей страны. 30 лет назад, взяв на себя ответственность (на что, будем откровенны, не каждый бы осмелился), глава государства вместе с правительством выполнил данные обещания.
Конечно, все это останется будущему поколению. И перед ним стоят серьезные задачи в эти непростые времена: не только не утратить, но и нарастить достижения. Как в свое время сделали нынешние политики, все решения принимали не только на благо, но и со взглядом в будущее. Это касается и финансовых вопросов.
Александр Лукашенко:
Мы рациональны в финансовых вопросах, не позволяем накапливать и перекладывать свои долги на будущие поколения. Наш государственный долг не превышает 32 % валового внутреннего продукта. Не секрет, что в ряде высокоразвитых стран этот показатель в разы выше.
Едва ли этого ждали от Беларуси в 90-е годы те, кто навязывал свои идеалы. Впрочем, продолжают делать это и сегодня. Но наш путь свой – белорусский. Как подчеркнул Александр Лукашенко, если выбирать между благосклонностью западноевропейских политиков и качеством жизни белорусов, национальным достоинством и суверенитетом, то выбор очевиден.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Нам как никогда нужно единство, чтобы выстоять, чтобы пройти. Слушайте, ну кто позволит вот на этом клочке земли жить вот так демократично и независимо. Это заноза. Это как в обычной жизни, только на более высоком уровне. Поэтому эту занозу пытаются вырвать. Поэтому надо аккуратно. Идем по тонкому льду. Лишний неверный шаг – провалимся. Нас никто не спасет. А сами защититься и себя спасти мы не сможем. Акулы вокруг такие, что не успеем оглянуться – скушают. Завистников много. Поэтому время выбрало нас. Давайте держаться во имя спасения нашей страны.
Борьба за независимость продолжиться, в том числе ляжет на плечи молодого поколения. Задача современных политиков – научить, подсказать, аккуратно выстроить систему прихода к власти нового поколения. И ВНС – лучший вариант, который опять продиктован опытом и временем.
Александр Лукашенко:
ВНС – это серьезный народный конституционный контроль над всеми процессами в стране. И Президенту, какой бы там ни был Президент, придется считаться с теми решениями, которые будут вынесены на Всебелорусском народном собрании. Нам надо удержать страну. И ВНС нам нужен, чтобы все-таки коллективный разум, 1200 человек, он не бывает ошибочным. Он оптимальный выберет вариант нашего развития. Один человек, какой бы он ни был, с такой жесткой властью, как сейчас… Кто его знает, справится – не справится. Поэтому, не мешая Президенту, ВНС должно аккуратно найти свое место в нашем общественном устройстве.
Как подчеркнул Президент, сегодня время не только знать, но и озвучивать исторические факты. И расклад такой: Беларусь независимой была, есть и будет. И ответ за это несем мы, белорусы. Ведь здесь как с Конституцией: просто создать документ недостаточно. Надо жить по нему, понимать. И как гласит 21-я статья Конституции: каждый гражданин обязан защищать своими делами Основной закон.