Проекты / «Акценты» / 19 октября 2025 21:15

От запчастей до электробусов – как развивается промышленная кооперация Беларуси и России?

Тесная связь в одном экономическом пространстве чувствуется и в России, у которой с Беларусью двусторонний оборот выше, чем со всеми остальными странами СНГ вместе взятыми. Здесь и подсказка, на какие рынки сделать упор, и образец кооперации на примере Союзного государства. Но посмотреть на экспорт шире – не значит сужаться с ближайшим партнером. Ведь это вопрос технологического суверенитета и замены критического импорта, сообщили в программе «Акценты» на «РТР-Беларусь».

Развитие новых проектов, в том числе за счет льготного финансирования из бюджета ЕАЭС, обсудят на совместной коллегии в начале зимы в Москве. Об этом на неделе договорились белорусский премьер и российский министр промышленности и торговли.

Ольга Масловская – что уже сходит с «союзного станка».

Промкооперация

Так рождается легенда. Больше полувека назад в этих цехах построили трактор, который на десятилетия опередил конкурентов и превзошел многие иностранные аналоги. «Кировец» – символ советского тракторостроения и вполне может считаться такой же визитной карточкой Петербурга, как крейсер «Аврора». Хотя мощь стального гиганта сравнивают чаще не с кораблями. 

Ольга Масловская

Ольга Масловская, корреспондент:
Заводчане гордятся своим предприятием. Особенно тем фактом, что промышленный гигант никогда не был завязан на критическом импорте. Когда в 22-м году грянули санкции, здесь не было ни длинных выходных, ни простоя конвейера. А все потому что машиностроители сохранили кооперационные связи с бывшими союзными республиками. И первая в списке партнеров – Беларусь.

Промкооперация

Современный «Кировец» на 20 % состоит из белорусских комплектующих. Единственный в России производитель мощных энергонасыщенных колесных сельхозтракторов, чей бренд – безупречное качество – выбирает в компаньоны наших промышленников. Остекление, светотехника, электронные компоненты, аккумуляторные батареи, шины, кондиционеры – все это сделано в больших и малых городах Беларуси. Причем это не просто купля-продажа запчастей: партнеры вместе решают сложные инженерные задачи, чтобы гарантировать себе технологический суверенитет. 

Три года назад промышленные гиганты – «Петербургский тракторный», МТЗ и «Гомсельмаш» – инициировали создание Союза промышленников «Прогресс», чтобы в условиях санкционного давления кооперировать компетенции и выступать единым фронтом. Только так удастся сделать серьезный рывок. 

Сергей Серебряков

Сергей Серебряков, директор предприятия «Петербургский тракторный завод»:
Сегодня у нас маленький объем рынка общий. Для того, чтобы совершать хорошие индустриальные рывки – не хватает эффекта масштаба. Поэтому создание конкурирующих производств в большом количестве приводят к тому, что мы технологически не можем развиваться. Проблема, которую можно решить способом иным. Вот это и есть вопрос государственной политики. Осмысленной, умной государственной политики, основанной на научном методе.

Промкооперация

По этому пути идут и другие производители двух стран. Автобусы МАЗ много лет курсируют по проспектам города на Неве. Наши машины занимают треть парка пассажирской техники Санкт-Петербурга.

Новый контракт: до конца года Минский автомобильный поставит в российский регион 120 автобусов особо большой вместимости и 100 электробусов. Производитель выиграл тендер по итогам электронного аукциона, выполнив все требования заказчика: конструктивные элементы для маломобильных пассажиров, USB-порты для зарядки гаджетов, кондиционирование, для электробусов – запас хода не менее 250 километров. Но самое важное, что партию «зеленых» машин делали специально для Санкт-Петербурга в кооперации с местными производителями. 

Федор Бутко

Федор Бутко, главный представитель Минского автомобильного завода по пассажирской и грузовой технике в г. Санкт-Петербурге:
Здесь есть компания, которая осуществляет разработку и производство батарей и систем управления высоковольтным оборудованием для электробусов. И вот мы совместно с ними разработали электробус и успешно провели его опытную эксплуатацию.

Подробности смотрите в видео.