Сохранение исторической памяти и Союзное государство – о чём ещё говорили Лукашенко и Путин
Вероятность того, что конфликт на Ближнем Востоке перерастет в глобальное столкновение арабских стран с Израилем, растет. Опасным выглядит в том числе вопрос Тайваня, где на выборах победил кандидат, которого Пекин назвал «зачинщиком опасной войны в Тайваньском проливе». Запад в лице Украины не спешит садиться за стол переговоров. Напротив, прибалтийские страны наращивают вооружение, возросло и количество учений по линии НАТО. Словом, старт 2024 года не принес миру спокойствия, сообщили в программе «Акценты» на РТР-Беларусь.
На фоне такой геополитической ситуации, которая каждый месяц характеризуется как непростая, в Санкт-Петербурге пройдет заседание Высшего государственного совета Союзного государства. Для участия в нем в Россию с рабочим визитом прибыл и Александр Лукашенко. Впрочем, за несколько дней до старта. Чтобы, по приглашению российского коллеги, разделить с братским народом памятную дату, которая бесспорно откликается у каждого белоруса.
Вчера исполнилось 80 лет со дня снятия блокады с Ленинграда. К дате приурочили открытие мемориала жертвам фашистского геноцида среди населения всего СССР. Белорусского Президента на открытии очень ждали. В конце концов, Александр Лукашенко не раз подчеркивал, что стрелять в спину соседу мы не позволим. И такая надежная поддержка необходима в нынешней ситуации, когда Россия противостоит Североатлантическому блоку не на информационном поле, а на военном.
Как прошла церемония открытия памятника и что было в повестке главы государства – расскажет Полина Королева.
13 июля 1944 года Красная армия освободила Вильнюс от оккупации немецко-фашистских захватчиков. В боях уничтожили более 8 тысяч гитлеровцев, но не все жители Литвы встретили дату со слезами на глазах. Националисты, дезертиры, коллаборационисты, легионеры СС негласно объединились против советской власти и ушли в леса. Так родились «Лесные братья» – антисоветское подполье, участники которого устраивали террор уже после окончания Второй мировой, вплоть до 60-х годов.
И если в боях с Украинской повстанческой армией погибло около 10 тысяч человек, то в послевоенных столкновениях за Прибалтику – более 25 тысяч. В том числе мирных жителей.
Как обращаться с населением, лояльным советской власти, «Лесным братьям» диктовала одна из директив, выпущенная в период подготовки к выборам в Верховный Совет СССР в 1946 году.
К коммунистам относились с особой жестокостью – вырезали на телах жертв звезды, снимали со спин полосы кожи, заворачивали людей в колючую проволоку, бросали в колодцы, сжигали. Современные историки балтийских стран почти что поют оды командирам, отдававшим такие приказы. «Они ведь отстаивали свою независимость», – говорят эксперты. Но подобные методы мы уже видели. Они ничуть не лучше фашистских зверств.
И если с мнением историков можно не считаться, то восхваление «Лесных братьев» на самом высоком уровне – тревожный и показательный звоночек. 24 января Президент Гитанас Науседа возложил цветы к памятнику пособникам гитлеровцев, тем самым подпольщикам-националистам.
Как показывает пример Литвы, фашизм – дело заразное. И даже миллионы жертв времен Великой Отечественной, увы, не стали от этого прививкой. Идеи геноцида, превосходства одного народа над другим крепнут. Как и популярность нового флешмоба в странах Балтии и в Украине.
Но пока одни рушат, мы возводим. И речь не о стенах, как на польской границе. А о мемориалах, в которых хоть и мрачная, но история. Вчера, 27 января, исполнилось ровно 80 лет со дня снятия блокады с Ленинграда. Зажженные ростральные колонны, сотни и тысячи людей, стекающиеся к подножию памятников, гвоздики, минуты молчания, тяжелые воспоминания и скорбь по мирным жителям.
Именно им, уроженцам одной большой страны – Советского Союза, кто стал жертвой нацистского геноцида, посвящен мемориал в Гатчине. 47-метровая стела, увенчанная фигурой матери, которая прижимает детей в отчаянной попытке, но с готовностью защищать до самого конца. А у подножия – 150 барельефов. В них – реальные истории некогда живых людей: сожженных заживо, обескровленных, расстеленных и замученных голодом.
Владимир Мединский, председатель межведомственной комиссии по историческому просвещению России:
Место было выбрано здесь, в Ленинградской области, в Гатчинском районе, потому что в этом маленьком районе – только здесь – было расстреляно и замучено 80 тысяч мирных граждан.
На открытие мемориала в Ленинградской области Владимир Путин пригласил белорусского Президента. Александр Лукашенко один из немногих лидеров, кто выступает за сохранение исторической правды, за наказание пособников нацистов, за недопущение трагедий прошлого. Ведь белорусы как никто понимают боль от шрамов, нанесенных в годы Великой Отечественной. Они есть в истории каждой семьи, которая никогда не захочет повторения.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Мы мирные люди. Мы не хотим войны. Но перед нами снова поставлен вопрос о праве на жизнь нашей цивилизации, на сохранение исконных ценностей национальных культур. Чужого нам не надо. Особенно тех благ, которые не единожды насаждались нашим предкам огнем и мечом. И тем не менее, как после Победы, так и сегодня мы призываем к мирному диалогу. Но при условии уважения нашей исторической памяти и правды о той войне. Мы открыты любым дружественным шагам навстречу – и в России, и в Беларуси.
Возводим не только памятники, но и мосты. Правда, не все готовы мирно сосуществовать.
Ожидаемо, что в таких условиях внешняя политика станет одной из тем для обсуждения на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Оно пройдет в Санкт-Петербурге уже в ближайшие сутки. Участие примет и Александр Лукашенко. Основной день завтра, но и сегодня – насыщенная программа, во многом неформального характера. К слову, многие вопросы Союзного государства главы обсудили еще накануне: к памятнику, а после и к «Газпром Арене» они ехали на одном автомобиле. Сегодня обсуждали научную сферу. Так, открыт новый комплекс станции «Восток» в Антарктиде, который станет площадкой для научных программ Союзного государства. Завершился рабочий день двусторонними переговорами в Константиновском дворце.
Владимир Путин, Президент Российской Федерации:
Мне очень приятно, что вы согласились изменить даже несколько график в связи с тем, что Санкт-Петербург отмечает 80-летие полного снятия блокады нацистов.
Александр Лукашенко:
Я уже говорил при открытии памятника, что вы очень тонко уловили такую обстановку, что мы чем-то вот должны этим тыловикам. Нашим людям, которые в тылу не могли защититься и которых нацисты, прорываясь, убивали, выкачивали из детей кровь. Это монументальный и в то же время очень говорящий памятник. Это очень прилично и солидно. И венец этому мероприятию – митинг-реквием на таком солидном стадионе – это наша дань уважения защитникам, блокадникам. Слава богу, еще они живы. Мы перед ними в долгу. Поэтому я вам благодарен, что пригласили. Ну да, как-то мы с вами ощутили, что неплохо было бы, чтобы рядом стоял кто-то из Украины. Все-таки три славянских народа пострадали. Но это их выбор. Что делать, у них другой курс… Но, думаю, что они вернутся к нам. Деваться некуда.
Но возвращаясь к внешней политике... Опасные тенденции не только за периметром. Сегодня и внутри Союзного государства есть люди, которые настаивают: защищать тот же Ленинград не стоило, мол, надо было сдать город и избежать лишних жертв. И такое безумное мнение пугает. Его носители или бессердечны, или не знают и половины о том, с чем пришлось столкнуться блокадникам. И забывать о подвиге, который жители Ленинграда совершали каждый из 872 дней, продолжая бороться за жизнь, нельзя. Ведь без прошлого нет будущего.
Александр Лукашенко:
Подъезжая ка этому мероприятию, мы с Владимиром Владимировичем обсуждали много идей, пытались контрпропагандировать, обсуждая их. И он назвал одну ужасную идею наших мерзких, которые до сих пор не могут успокоиться, наших уже мерзких, молодых, которые не видели войны, да и серьезного горя не видели, которые говорят: «Да не надо было защищать Ленинград, надо было его оставить. И огромное количество, более миллиона жизней бы сохранили». Опасная тенденция. Они из прошлого смотрят в настоящее. И логика в чем? Да не надо сопротивляться. Не надо бороться. Они сегодня на наших границах точат мечи, чтобы прийти к нам. Они идут снова к нам, чтобы сделать нас лучшими. Не надо сопротивляться. И где будем мы? Вот главный вопрос, на который мы сегодня пытаемся ответить. Мы отвечаем и ответим. Будьте в этом уверены. И пусть память о тех, кто ушел от нас, вдохновляет нас на созидание во имя будущего наших народов, во имя мира. Мы сохраним свою цивилизацию, в этом вы можете быть уверены.
Война всегда несправедлива, она преждевременно отбирает множество жизней. С обеих сторон. Это темные страницы нашей истории, мрачные и тяжелые. Но именно благодаря им наше настоящее – светлое, а будущее устремлено к еще большему свету. Пока есть барельефы, в которых застыла боль миллионов, и есть те, кто идут к этим монументам, не в силах сдержать слез – идеология фашизма на нашей земле не приживется.