Лукашенко: надо не раскачиваться, а бурить, но с умом и с внедрением новых технологий
В Беларуси разведано порядка полусотни полезных ископаемых, однако добывается чуть более 20. Недра – заглавная тема совещания во Дворце Независимости. Об этом рассказали в программе «Беларусь.Новости».
Александр Лукашенко не впервые заостряет внимание на минеральносырьевых ресурсах страны. Ведь это один из факторов экономического суверенитета и успешного развития. В последние годы Беларусь сократила импорт минерального сырья в шесть раз. Но глава государства требует более интенсивно выявлять и эффективно осваивать месторождения.
Так, на территории страны около сотни месторождений нефти, но добыча «черного золота» идет на немногим более 60. Промышленные запасы ценного ископаемого оцениваются в более чем 46 миллионов тонн. Такой уровень позволит обеспечить добычу углеводородов на срок до 25 лет. Кроме того, проводимая в республике работа по поиску и разведке нефти обеспечивает приросты запасов на уровне объемов ежегодной добычи.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
В нынешнем году мы планируем выйти на те 2 миллиона тонн нефти для выполнения задач. Неплохо, но что в перспективе? Как дальше будем обеспечивать интенсивность освоения новых месторождений? Есть вопросы и к научно-производственному центру по геологии. В обновление материально-технической базы вложено почти 35 миллионов рублей, а фактические темпы выполнения работ по разведке новых месторождений низкие. За 2024 год обеспечен прирост запасов нефти в 91 тысячу тонн в два раза к уровню 2023 года. Но план на текущий год сформированы в меньшем объеме – только 70 тысяч тонн или 77 % к уровню прошлого года. То есть мы в своих планах и своих конкретных действиях уже опять начали снижаться. Почему такое падение происходит? Конечно, нефтедобывающая отрасль, как я сказал, уже является одной из самых высокозатратных. Я точно знаю, что у нас здесь резервы есть, как и в любом направлении нашей деятельности. Поэтому надо не раскачиваться, а, как говорил известный персонаж, бурить и бурить, но бурить с умом и с внедрением новых технологий. Любые бурения, любая геологоразведка должна быть оправдана.
Президенту доложили, как в стране выстроена система геологоразведки. Начальные поиски проводит Научно-производственный центр по геологии, готовит обоснование для дальнейшего бурения. Затем на эти месторождения приходят специалисты «Белоруснефти». Александр Лукашенко поинтересовался почему нефтедобывающая компания отказалась от семи скважин, которые были разработаны отечественными учеными?
Виктор Галанов, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси:
За весь период последних десятилетий порядка 14 скважин передано «Белоруснефти» в промышленную эксплуатацию. По всем по ним проведены работы, определенные запасы и переданы они «Белоруснефти» для дальнейших исследований и промышленной эксплуатации. Вместе с тем, семь, которые остались на сегодня на балансе НПЦ, они малопродуктивные, то есть в них нефть есть, но экономические эффекты от них отрицательные будут. И поэтому на сегодня они выполняют научную цель и научную задачу. Исходя из тех данных, которые мы получили в результате бурения этих скважин, мы прогнозируем дальнейшее региональное изучение в этой местности. Эти скважины, которые малопродуктивные, остаются на нашем балансе и выполняют цель научных исследований. В перспективе мы на сегодня комплексом геофизических исследований определяем 14 дополнительных скважин, которые могут нам дать прирост запасов нефти на ближайшую пятилетку.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Которые вы еще пощупаете?
Виктор Галанов:
Да, мы их еще пощупаем, проведем по ним полный комплекс исследований. Это бурение, это геофизические исследования.
Беларусь занимает 61 место в мире по нефтедобыче. Собственная отрасль – это важная составляющая энергетической безопасности и сырье для производства экспортных товаров.