Лента новостей / Общество / 18 июля 2024 21:36

«Вы должны доступно рассказывать!» Какие задачи Конституционному Суду поставил Президент?

От разработки до внедрения. В таком же составе с судьями Конституционного Суда Президент встречался более шести лет назад. Тогда обсуждали планируемые изменения в Конституцию. Проведена масштабная работа над новой редакцией Основного закона. Поправки уже внесены – сегодня речь об их практическом применении, сообщили в программе «Беларусь.Новости».

СовещаниеАлександр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
При разработке конституционных поправок мы ставили задачу упрочить суверенитет, независимость Беларуси, закрепить соответствующую требованиям времени систему органов государственной власти и присущие нашему народу традиционные ценности. Последующие события подтвердили своевременность принятых изменений. Но главное – все заложенные в Конституцию принципы и нормы должны работать на практике. Это самое главное.

В обновленном Основном законе страны существенно расширились полномочия Конституционного Суда. Теперь он может выступать в качестве арбитра в спорах касательно компетенции действий органов государственной власти. Проще говоря: если в конкретном вопросе исчерпаны все средства судебной защиты, но при этом нарушаются конституционные права, человек со своей проблемой может напрямую обращаться в Конституционный Суд.

Александр ЛукашенкоАлександр Лукашенко:
Институт конституционной жалобы – это инициатива самого суда. Граждане получили возможность обращения в Конституционный Суд не только через уполномоченные государственные органы, но и лично. Вы должны доступно рассказывать им, что конституционная жалоба – это их дополнительная гарантия, когда исчерпаны все средства защиты в судах общей юрисдикции. И, если мы ввели прямой доступ к конституционному правосудию, считаю недопустимым формальное рассмотрение конституционных жалоб граждан.

Такая возможность у граждан появилась с октября 2023 года. За этот период в Конституционный Суд уже поступило более 300 обращений.

Петр МиклашевичПетр Миклашевич, председатель Конституционного Суда Беларуси:
Что касается конституционной жалобы, то здесь не количество главное, а качество тех обращений, с которыми обращаются граждане. Не так просто аргументировать неконституционность той или иной нормы. Поэтому нас количество обращений не пугает.

Наталья КарповичНаталья Карпович, заместитель председателя Конституционного Суда Беларуси:
Граждане, например, ставят вопрос: отменить решение судов. Это неправильная постановка вопроса. Или, например, просят изменить какое-то правовое регулирование, или разъяснить, или какие-то другие вопросы более правоприменительного свойства. Но эти вопросы прямо не подведомственны Конституционному Суду. Мы, конечно, обязательно изучаем эти обращения и объясняем гражданину, где он может решить этот свой вопрос.

Институт конституционной жалобы набирает обороты. Это мировая практика, которая повышает в стране уровень судебной защиты и дает людям ощущение справедливости. Важно: жалобы проходят тщательный предварительный анализ.

Ольгу ЧуприсСветлана Любецкая, судья Конституционного Суда Беларуси:
У нас сегодня четкое разделение судов общей юрисдикции и Конституционного Суда. Конституционный Суд проверяет соответствие Конституции закона, нормативного правового акта, который применен в конкретном деле. Поэтому лицо, которое не согласно с решением, основной фокус его внимания будет на закон, который, он считает, ущемляет его права и противоречит Конституции.

Президент убежден – Конституционный Суд не должен быть сторонним наблюдателем. Его работа должна быть видна на деле.

Александр ЛукашенкоАлександр Лукашенко:
Хочу вас просто предупредить, что Конституционный Суд не должен себя позиционировать как нечто исключительное в нашем государстве. Благо, что все, о чем я говорил три десятка лет, сегодня вы уже убедились на практике, имею в виду Соединенные Штаты Америки. Вы видите, чего стоит эта демократия. А, во-вторых, это, наверное, положительный фактор и факт, вы видите, как такая мощная страна, которой бы, в общем-то, и не надо показывать свою прыть, защищает государственные интересы. И плевать им на весь мир, не то что на какую-то страну – на весь мир. «Америка прежде всего».

Поэтому не забывайте: ни одно, наверное, государство не сделало реально, как мы, в отношении независимости наших судов. Но вы не должны забывать о том, что вы часть нашего государства, государственной структуры, если хотите, аппарата управления. Об этом ни в коем случае забывать не надо. Мы должны быть как никогда едины, чтобы выстоять и сохранить свое государство. Мне нечего вам тут объяснять, вы не хуже меня понимаете все, что происходит. Нельзя обособляться Конституционному Суду. Надо выстраивать конструктивное взаимодействие с другими государственными органами.

Говоря о работе Конституционного Суда, глава государства обратил внимание: роль этого органа должна быть видна и в правоприменительной практике.

Александр Лукашенко:
Все должно быть понятно, доступно и, я уверен, что мы наполовину этих книжек и прочих актов сократим! Подробнее читайте здесь.

Ревизия законодательства. Президент поручил ее провести государственным органам. Прежде всего Администрации Президента и Национальному центру законодательства и правовой информации.

Светлана ЛюбецкаяОльга Чуприс, заместитель главы Администрации Президента Беларуси:
Встречаются акты или на 300 страницах, или встречаются акты, которые имеют в своем составе от 300 до 500 пунктов. Такой большой документ затруднителен в применении. Например, по одной и той же теме – государственная поддержка при строительстве жилья – принято несколько указов Президента. Обычному гражданину очень трудно понять, где эта поддержка, с помощью каких ресурсов, источников и средств возможна. Потому что в каждом акте по чуть-чуть обо всем, а все об одном и том же. Поэтому эти указы тоже должны быть объединены в один указ. И все должно быть прописано таким образом, чтобы мы читали и понимали, о чем и какой поддержкой в каких случаях можно воспользоваться.

Правовая система страны прошла серьезный путь становления. За последние годы правовое регулирование усовершенствовалось и в политическом и профессиональном плане.

Вадим ИпатовВадим Ипатов, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
В 2008 году был введен предварительный контроль всех законов, которые должны были поступить на подпись нашему Президенту. И это дало определенные результаты. Вместе с тем сегодня участники процесса формирования новых норм Конституции пришли к выводу, что нет такой необходимости. У нас есть юридическая экспертиза, криминологическая экспертиза, государственные органы находятся в системе согласования всех готовящихся законопроектов.

И когда субъект законодательной инициативы направляет в парламент для рассмотрения законопроект, он получает уже относительно выверенный документ. Действительно проработанный со всех точек зрения, в том числе и на соответствие нашему закону. А депутаты на всех своих стадиях – первом чтении, втором чтении, при одобрении Советом Республики законопроекта – еще раз обращаются к Основному закону. И, естественно, это является основой к тому, чтобы Конституционный Суд не подключался буквально к каждому закону. Вместе с тем механизм проверки закона остается, он будет работать.

Обратил внимание Президент и на образовательную составляющую работы.

Александр ЛукашенкоАлександр Лукашенко:
Шире надо работать с обществом. Особенно с молодняком нашим в вузах. Потому что вы прекрасные лекторы, ораторы. Вы – кладезь знаний в области права, и не только права, но и жизни. Вы взрослые люди. Поэтому я бы очень хотел вас видеть в студенческих, рабочих аудиториях и так далее. Да и государственных служащих надо обучать и учить. Поэтому на базе Академии управления надо предусмотреть такую организацию общения. В общем, надо вставать в авангард и идти вперед!

Совет РеспубликиИзменения, которые приняты в Основной закон страны, показали свою своевременность. Но работы еще много. Все принципы и нормы должны эффективно работать на практике. И в этом вопросе Конституционный Суд должен идти впереди. Это важно для защиты конституционного правопорядка и реализации в обществе принципа справедливости.

Люди в материале: