Лента новостей / Экономика / 22 июля 2025 22:30

«Резервы есть». Подводим итоги совещания у Президента по вопросам добычи углеводородного сырья

Золото под ногами. Недра и добыча углеводородного топлива – тема сегодняшнего совещания во Дворце Независимости. Александр Лукашенко не впервые заостряет внимание на минерально-сырьевых ресурсах страны. Ведь это один из факторов экономического суверенитета и успешного развития страны, сообщили в программе «Беларусь.Новости».

нефть

В последние годы Беларусь сократила импорт минерального сырья в шесть раз. Но глава государства требует более интенсивно выявлять и эффективно осваивать месторождения. На территории страны их порядка сотни, но добыча «черного золота» идет на немногим более 60. Притом что собственная нефтедобыча –важная составляющая энергетической безопасности и сырье для производства экспортных товаров с высокой добавленной стоимостью.

Тему продолжит Ольга Масловская.

Поиски нефти в Беларуси ведутся с середины прошлого века. Первое месторождение открыто в 1964 году, а уже в 1965-м была начата промышленная добыча. Тогда ее объем достиг пика на уровне около 8 миллионов тонн в год. С обретением суверенитета эта работа была продолжена. Но в связи с истощением крупных и средних месторождений последовало снижение объемов. Сегодня в стране добывают без малого 2 миллиона тонн «черного золота». Это обеспечивает потребности страны на 8-10 %. На этот показатель удалось выйти после почти 30-летнего перерыва.

Александр Лукашенко

Фото: president.gov.by

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Я уже как-то говорил, что ума хватило тогда у руководителей Беларуси. Ну правда, не будем их осуждать и обсуждать, тогда были такие времена. Мы очень много выкачали нефти, не знаю, зачем. И поставили что на внутренний, что на внешний рынок. Но, в связи с истощением крупных и средних месторождений, последовало снижение объема, я это видел, и до 2016 года мы снизились, ну, миллион шестьсот где-то там, по-моему, мы добывали нефти, я видел, что идет вот это падение. И тогда уже, так сказать, волевым образом была поставлена задача перед руководителем нашей компании выходить на два миллиона тонн как минимум.

Тем не менее, с развитием методов сейсморазведки, оптимизации систем и разработки действующих месторождений, с 2015 года ежегодное бурение скважин увеличено в два с половиной раза. Двести восемьдесят пять метров мы в двадцать четвертом году пробурили. Это обеспечило нам положительную динамику добычи, рост в среднем на двадцать тысяч тонн в год. В нынешнем году мы планируем выйти на те два миллиона тонн нефти для выполнения задач. Неплохо, но что в перспективе? Как дальше будем обеспечивать интенсивность геологоразведки и освоения новых месторождений? Знаю, правительство подготовило план-график проведения таких работ. Вместе с тем сроки их выполнения, как обычно, затянуты. До 2030 года. Конечно, нефтедобывающая отрасль, как я сказал уже, является одной из самых высокозатратных. Я точно знаю, что у нас здесь резервы есть. Как и в любом направлении нашей деятельности. Поэтому надо не раскачиваться, а как говорил известный персонаж, бурить и бурить, но бурить с умом и с внедрением новых технологий.

Лукашенко: надо не раскачиваться, а бурить, но с умом и с внедрением новых технологий

Все отечественные месторождения углеводородов расположены в пределах Припятского прогиба. Cегодня их в Беларуси открыто 96. Пять из них характеризуются как крупные и средние.

Илья Икан

Илья Икан, председатель Белорусского государственного концерна по нефти и химии:
Вся добываемая нефть, а в этом году мы планируем добыть чуть больше двух миллионов тонн, перерабатывается на белорусских НПЗ, в частности на мозырском. И мы всегда можем сравнить то качество нефти, которая добывается в Беларуси, я вам скажу, что она легче, чем российская, более качественная, там больше выход светлых нефтепродуктов, а это бензин, дизель. Это тоже экономия, которая опосредованно появляется уже в следующем переделе нефтепереработки.

И плюс развитие и обучение наших специалистов позволяет «Белоруснефти» уверенно выходить на мировые рынки услуг. И сегодня ряд бригад «Белоруснефти» работают на российском рынке. И то, что они на конкурентной основе там присутствуют и есть на них спрос, говорит о том, что наши компетенции, наши специалисты, наша себестоимость в рамках добычи, они абсолютно востребованы, соответствуют мировым уровням.

Припятский прогиб как основной нефтеносный регион имеет еще как минимум два перспективных участка. Это Оршанская и Подлясско-Брестская впадины, где ранее выполнялись региональные съемочные работы, геофизика, бурились отдельные скважины.

Дмитрий Сердюков

Дмитрий Сердюковначальник центра интегрированных операций НГДУ «Речицанефть»:
Уже закончилась полностью интерпретация по Осташковичскому месторождению. Соответственно, месторождение было открыто очень давно, и там не было залежей в протерозойских отложениях. На текущий момент там открыты эти залежи, которых никогда раньше не находили, поставлено точно так же эшелонное бурение. И мы там планируем разведать как на самом Осташковичском месторождении, так и соседние блоки пооткрывать в других месторождениях в данных отложениях. Также проведена самая большая сейсмическая работа в районе рек Сож и Днепр. Сейчас идет обработка, интерпретация данных. Планируем, что в этом районе тоже найдем новые месторождения.

Президент потребовал от нефтяников наращивать разведку и осваивать новые месторождения

Президенту доложили, как в стране выстроена система геологоразведки. Начальные поиски проводит научно-производственный центр по геологии, готовит обоснование для дальнейшего бурения. Затем на эти месторождения приходят специалисты «Белоруснефти». Александр Лукашенко поинтересовался, почему нефтедобывающая компания отказалась от семи скважин, которые были разработаны отечественными учеными?

Александр Лукашенко:
То есть, «понюхали», «пощупали». «Белоруснефти» говорите: бури! Они берут, бурят и получают воду. Пощупал семь мест, по-народному говоря, сказал Ляхову: здесь есть нефть. В противном случае, ну а зачем бурить? Зачем, пробурив, передавать ему эти скважины?

Василий Герасимов

Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси:
«Белоруснефть» на баланс их не взяла, ссылаясь на то, что они не перспективны, нефти там нет.

Александр Лукашенко:
Значит, это время, а это не один год, РНПЦ сработал впустую, выходит так? Это же главная задача.

Василий Герасимов:
Практического результата этой деятельности фактически нет. 

Виктор Галанов

Виктор Галанов, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси:
За весь период последних десятилетий порядка 14 скважин передано «Белоруснефти» в промышленную эксплуатацию. По всем по ним проведены работы, определенные запасы и переданы они «Белоруснефти» для дальнейших исследований и промышленной эксплуатации. Вместе с тем, семь, которые остались на сегодня на балансе НПЦ, они малопродуктивные, то есть в них нефть есть, но экономические эффекты от них отрицательные будут. И поэтому на сегодня они выполняют научную цель и научную задачу. Исходя из тех данных, которые мы получили в результате бурения этих скважин, мы прогнозируем дальнейшее региональное изучение в этой местности.

Но это не значит, что с трудноизвлекаемой нефтью у нас в стране не работают. Напротив, применяются новые технологические методы, что позволяет нарастить продуктивность скважины и успешно извлечь ископаемое.

Александр Ляхов

Александр Ляхов, генеральный директор ОАО «Белоруснефть»:
За счет разработки трудноизвлекаемых запасов, открытия новых месторождений перейти семь лет назад к росту добычи нефти. И задача поставлена сегодня на совещании продолжать эту тенденцию, рассмотрены детально составляющие эти роста. Президентом поставлена задача выхода с геологоразведочными работами в южную структурно-тектоническую зону Припятского прогиба. Территориально это южные районы Гомельской области. И совместно с Министерством природных ресурсов Республики Беларусь мы эту работу начинаем и будем продолжать в ближайшие годы.

нефть

Беларусь занимает 61-е место в мире по нефтедобыче. Собственная отрасль – это важная составляющая энергетической безопасности и сырье для производства экспортных товаров с высокой добавленной стоимостью. В такой компактной стране, как Беларусь, неважных сфер не бывает. Поэтому бурить с умом – значит думать о будущем.

Люди в материале: